муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение города Новосибирска «Гимназия № 9
имени Героя Российской Федерации
Немыткина Михаила Юрьевича»

Сегодня: вторник, 28 ноября 2023 г.  

Посетители

Сегодня:

70

250

Вчера:

135

250

В среднем за сутки:

98

250

За месяц:
5 0002 926

Сведения
об образовательной
организации

Образование

Программы

ООП НОО ФГОС-2021

Содержательный раздел п.2.2


2.2. Программа формирования универсальных учебных действий

В соответствии с ФГОС НОО программа формирования универсальных (обобщённых) учебных действий (далее — УУД) имеет следующую структуру:

  • описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
  • характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:

  • предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
  • развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
  • под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
  • построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.

Познавательные УУД отражают совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности обучающихся и включают:

  • методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и другое);
  • базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение опыта, мини-исследования и другое);
  • работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране).

Познавательные УУД становятся предпосылкой формирования способности обучающегося к самообразованию и саморазвитию.

Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.

Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную среду класса, образовательной организации.

Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:

  • смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
  • успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
  • успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа — описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
  • результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.

Регулятивные УУД отражают совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (на уровне начального общего образования их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне).

Выделяются шесть групп операций:

  1. принимать и удерживать учебную задачу;
  2. планировать её решение;
  3. контролировать полученный результат деятельности;
  4. контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
  5. предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
  6. корректировать при необходимости процесс деятельности.

Важной составляющей регулятивных УУД являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной и (или) совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.

В рабочих программах учебных предметов требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел, что позволяет учителю осознать, что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность:

  • знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
  • волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и другие).

<...>

2.2. Программа формирования универсальных учебных действий

Официальный сайт муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска
«Гимназия № 9 имени Героя Российской Федерации Немыткина Михаила Юрьевича»

Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

© МБОУ гимназия № 9, 2023.
Разработка, дизайн, ведение и поддержка: Татьяна Косых, Альберт Пугаченко